Кризис затронул рынок мобильных телефонов и
смартфонов. Украинцы перестали покупать в 2009 телефоны, особенно в
первом полугодии, однако во втором ситуация начала исправляться.
В
2009 году украинцы приобрели около 4,32 млн. мобильных терминалов, что
на 45% меньше, чем в 2008 году (7,9 млн.). По данным Unitrade Group, в
денежном выражении рынок снизился еще более существенно – на 62% и
составил по итогам 2009 года 557 млн. долл. США (2008 г. – 1,46 млрд.
долл. США). Основной причиной такого значительного падения рынка в
денежном выражении эксперты считают активный переход украинцев на
устройства бюджетного сегмента.
Первая половина 2009 г. показала падение рынка мобильных терминалов
относительно продаж 2008 г. в количественном выражении на 53%, в
денежном - на 70%. Второе полугодие 2009 г. охарактеризовалось подъемом
продаж и показало прирост в количественном выражении к первому
полугодию 2009 г. на 37%, в денежном – на 45%. Рост продаж мобильных
терминалов во второй половине 2009 г. связан как с возобновлением
потребительского кредитования, так и с активным обновлением линейки
устройств ведущими производителями. Переход украинцев на недорогие мобильные терминалы привел к тому,
что средняя себестоимость устройств снизилась по итогам года на 30% и
составила 129 долл. (в 2008 году – 185 долл.). Однако, в то же время и
производители вынуждены были снижать цены на телефоны, чтобы продать их
в Украине.
На долю мобильных терминалов нижнего ценового сегмента (до 130
долл.) в 2009 г. пришлось около 58% всех продаж (2008 г. - 42%). Доля
среднего ценового сегмента (130 – 300 долл.) снизилась до 34% (2008 г.
– 41%). Также уменьшилась до 8% доля верхнего ценового сегмента (от 300
долл.) против 17% в 2008 г.
По итогам года в тройке лидеров произошли некоторые изменения. Nokia
увеличила свою долю до 51% (2008 г. – 43%), Samsung уменьшил свое
присутствие на рынке до 26% (2008 г. – 36%), покинул тройку лидеров
Sony Ericsson – 9% рынка в 2009 г. против 14% в 2008 г. Его место
заняла LG, увеличив свою долю с 3% в 2008 г. до 10% в 2009 г. Motorola
заняла 2% рынка (2008 г. - 3%). Прочие производители продают менее 2%
терминалов.
Лидерами по продажам в 2009 году среди крупнейших поставщиков стали
Nokia 1202, 1208 и 6300, Samsung GT-E1100, GT-S5230 и GT-C5212, а также
LG KP105, KP500 и KP110. Одной из ярких тенденций 2009 г. стал рост доли мобильных терминалов
с поддержкой функции Touch Screen (сенсорный экран). Если ранее в 2008
г. их доля занимала около 1% от общего количества продаж, то в 2009 г.
она составила 6%.
По итогам 2009 г. доля смартфонов и коммуникаторов в структуре
продаж мобильных терминалов увеличилась незначительно, в силу перехода
украинцев на устройства бюджетного сегмента, и составила 11%, против
10% в 2008 г.
Аналитики Unitrade Group с оптимизмом смотрят в будущее и
прогнозируют в 2010 году рост продаж. По их предварительным прогнозам,
в Украине будет реализовано конечным потребителям около 5,1 млн.
мобильных терминалов. В структуре продаж продолжит незначительно
увеличиваться доля смартфонов и коммуникаторов, и по итогу года
превысит 12%. Ожидается активное расширение ассортимента и увеличение
доли терминалов с сенсорным экраном.
|