Не секрет, что мобильные телефоны — это сложные технические устройства,
не-исправность которых — дело индивидуальное. У какого-то телефона на
второй день после покупки может не работать звуковой сигнал вызова, у
некоторых мо¬делей присутствуют явные дефекты программного обеспечения,
у каких-то неис¬правно работает дисплей. Причем почти все перечисленные
неисправности явля¬ются дефектами заводской сборки.
Чтобы в случае обнаружения дефекта бесплатно отремонтировать телефон,
необ-ходимо правильно оформить покупку такого сложного технического
устройства. Тогда потребитель будет надежно защищен российскими
законами, охраняющи¬ми его от противоправных действий недобросовестных
продавцов.
При покупке телефона с подключением или без него продавец обязан
распаковать товар и предъявить для визуального осмотра. На корпусе не
должно быть явных дефектов: царапин, сколов, некачественного пластика и
т. д. Дисплей телефона должен быть заклеен специальной пленкой,
предотвращающей от царапин, а сам телефон должен находиться в
пластиковой упаковке. Нужно также внимательно осмотреть зарядное
устройство и попробовать все в действии: телефон должен зво-нить,
подавать звуковые сигналы вызова и находить сеть, а зарядное устройство
— подходить к данной модели телефона и заряжать его от сети.
Все эти действия необходимо выполнять тщательно и не торопясь,
поскольку, под-писывая при покупке телефона разнообразные документы,
пользователь обяза-тельно должен подписать бумагу о том, что товар
осмотрен, дефектов не обнару-жено, с комплектацией ознакомлен и
согласен. Вследствие этого дальнейшие претензии к внешнему виду
телефона приниматься не будут.
Право покупателя, если он приобретает оборудование без подключения —
выпол-нить тестовый звонок и проверить качество динамика и микрофона
телефона. Это можно сделать с помощью специальной тестовой SIM-карты,
которая есть у каждо-го продавца. Звонок обычно бесплатный, и его можно
сделать в процессе общего осмотра изделия. Если есть какие-либо
сомнения в качестве телефона, то требуй¬те его замены на аналогичный —
это лучше, чем потом тратить время на гарантий¬ные мастерские. Телефон
должен быть сертифицирован для работы в России — на этот счет должно
быть свидетельство регистрации и его номер. На зарядном устрой¬стве
должны быть указаны наименование фирмы-изготовителя, напряжение и
мощ¬ность сети, в которой оно работает.
Итак, телефон осмотрен, пришло время оформлять покупку. Вам должны дать
кас-совый чек с четким обозначением фирмы-продавца, даты покупки и ее
суммы в российских рублях. Чек может быть заверен специальной печатью
или оставлен без нее — в любом случае это юридический документ,
подтверждающий покупку. К телефону прилагается гарантийный талон,
обычно на плотной цветной бумаге с голограммой. Продавец должен
заполнить его, указав номер телефона и дату по-купки, а также поставить
на талоне печать фирмы-продавца. Талон может вклю¬чать гарантию на
батарею телефона.
Телефон должен поставляться с читабельной инструкцией на русском языке
в чи-стой упаковке. Все аксессуары (зарядное устройство, адаптер для
зарядки через прикуриватель и т. д.) должны быть проверены в вашем
присутствии и положены в упаковку. По вашей просьбе
консультант-продавец обязан настроить отображе¬ние меню телефона на
русском языке. Если телефон заблокирован для работы с SIM-картами
только одного конкретного оператора, то это должно четко и ясно
разъясняться не только на стенде с макетами, но и в документах
телефона. В об-ратном случае к продавцу можно предъявлять претензии о
введении потребителя в заблуждение.
При заключении контракта мобильной связи требуется документ,
удостоверя¬ющий личность подключающегося покупателя. Им может являться
паспорт граж¬данина России, паспорт иностранного гражданина
(обязательно с регистрацией на территории России), паспорт моряка, а
также удостоверение офицера (не военный билет). На предоставление услуг
мобильной связи существует возрастной ценз. Договор может быть заключен
с абонентом, достигшим 18 лет. В противном слу¬чае необходимо
предоставить оператору мобильной связи письмо от родителей
(попечителей) ребенка. Однако при покупке оборудования (адаптеры,
зарядные устройства, батареи и т. д.) предоставление документов
покупателем не требу¬ется.
Если вы покупаете телефон с подключением, то лучше сразу активировать
услугу международного роуминга. В местах предоставления услуг
операторов сотовой связи для этого нужно заполнить стандартную форму
заявления. Активация про-исходит в течение нескольких минут.
Купленная вместе с телефоном SIM-карта обычно активируется за несколько
де-сятков минут — в зависимости от загруженности сотрудников,
выполняющих эти функции.
Стандартная гарантия на телефоны — 12 месяцев, на аксессуары — 6
месяцев. Причем срок службы аппарата обычно составляет три года.
Согласно закону «О защите прав потребителей», телефон можно вернуть в
течение 14 дней с момен¬та покупки. При этом должны быть соблюдены
следующие условия: сохранность внешнего вида, полная комплектация
(телефон, батарея, крышка, инструкция на русском языке), счетчик
телефона должен показывать менее 15 мин разговора. В этом случае
телефон считается новым — вам возвратят деньги или заменят ап¬парат
другим. В исключительных ситуациях может потребоваться экспертиза
спе¬циалиста сервисного центра. Мобильный телефон — сложное устройство,
поэто¬му важно знать причину неисправности.
i Гарантия не распространяется на недостатки товаров, если эти
недостатки явились следствием небрежного обращения, применения товара
не по назначению, нару-шения условий и правил эксплуатации, изложенных
в инструкции, в том числе воздействия высоких или низких температур,
высокой влажности или запыленно¬сти, несоответствия ГОСТ параметров
питающих, телекоммуникационных и ка¬бельных сетей, попадания внутрь
корпуса жидкости, насекомых и других посто¬ронних веществ, существ и
предметов.
При эксплуатации телефона нужно соблюдать осторожность, так
как никто не вернет деньги за аппарат, который был испорчен вследствие
несанкционирован¬ного тестирования товара или попыток внесения
изменений в его конструкцию или в программное обеспечение, в том числе
ремонта или технического обслужи¬вания в неуполномоченной ремонтной
организации. Также нет гарантии вернуть деньги за телефон, если
недостаток товара проявляется в неудовлетворитель¬ной работе сотовой
сети из-за недостаточной ее емкости и мощности радиосиг¬нала,
эксплуатации товара на границе или вне зоны действия сети, в том числе
из-за особенностей ландшафта местности и ее застройки. Вероятность
бесплатного гарантийного ремонта будет низкой, если недостаток товара
связан с его использованием вместе с дополнительным оборудованием
(аксессуарами) или те-лефоном, отличным от рекомендованного компанией к
применению с данным то-варом.
Специалисты настоятельно рекомендуют сохранять на другом (внешнем)
носите¬ле информации резервную копию всех данных, находящихся в памяти
телефона, или на мультимедиа-карте, используемой с телефоном.
Недостатки товара, обнаруженные в период срока службы, устраняются
уполно-моченными на это ремонтными организациями (авторизованными
сервисными центрами). В течение гарантийного срока оборудование
ремонтируется бесплат¬но при предъявлении оригинала заполненного
гарантийного талона и документов, подтверждающих факт и дату заключения
договора розничной купли-продажи (товарный, кассовый чек и т. п.). В
случае отсутствия указанных документов га-рантийный срок исчисляется со
дня изготовления товара.