На днях ЗАО «АрмРосгазпром» обратился в Государственную комиссию по
регулированию общественных услуг с предложением пересмотреть
действующие тарифы на природный газ. В этом нет ничего неожиданного,
так как пересмотр тарифов предусматривался договоренностью между
Россией, откуда поставляется природный газ, и Арменией. Поэтому трудно
ожидать каких-либо существенных корректировок заявленных тарифов со
стороны Государственной комиссии. Так что предлагаемый компанией рост
тарифов можно считать свершившимся фактом, и, с 1 апреля текущего года,
стоимость поставляемого в республику природного газа возрастет с 154
долларов до 180 долларов США за 1 тыс. кубических метров, или же на
16,9%. Вызывает «некоторое» удивление другое: компанией и ее дочерней
фирмой — ООО «Трансгаз», предлагается также повысить тарифы за оказание
услуг оператора системы газоснабжения, за транспортировку и
распределение природного газа.
Противостоять политике мощной российской компании ОАО «Газпром»,
имеющей 80% в уставном капитале ЗАО «АрмРосгазпром», Армения, по
понятным причинам, не может. Тем более, что повышение стоимости
поставляемого в республику природного газа более или менее вписывается
в мировые тенденции. Естественно, ЗАО «АрмРосгазпром» намечает также
повысить тарифы для абонентов. Причем неадекватно росту стоимости
поставляемого газа. Например, для использующих до 10 тыс. кубических
метров природного газа в месяц тариф с 96 тысяч драмов повысится до 136
тысяч драмов за каждую 1 тыс. кубических метров, с учетом НДС. То есть
для рядовых потребителей и небольших предприятий расходы на природный
газ, при всех прочих равных условиях, возрастут почти в полтора раза –
на 41,7%. Отметим, что в долларовом эквиваленте, по курсу на день
представления заявки, новый тариф в 136 тысяч драмов равен 360 долларам
США. Абсолютная разница между этим показателем и заявленной стоимостью
поставляемого в республику природного газа составляет более 180
долларов за 1 тыс. кубических метров. Столь огромная разница уже сама
по себе дает повод для серьезных размышлений…
Как можно предполагать, обсуждение заявки компании и вынесение
решения Государственной комиссией пройдет по накатанному сценарию. Во
всяком случае, в прошлом прецедентов в виде отказа не наблюдалось и
заявленные тарифы утверждались автоматически, без особого
противодействия со стороны госчиновников. Может, для успокоения
общественности, «несколько» снизится заявленная величина тарифа для
абонентов компании, но даже в этом случае рост его будет ощутимым.
Цепная реакция после повышения тарифов на природный газ неминуемо
приведет к росту тарифов на электроэнергию и питьевую воду. Тем более,
что тариф на последнюю должен повыситься, так сказать, в плановом
порядке, вне зависимости от изменения стоимости электроэнергии.
Ценовое давление естественных монополий приведет к вполне
предсказуемым последствиям для экономики страны. Ряд отраслей
промышленности, находящихся ныне в стагнации под влиянием целого
комплекса негативных факторов, получит очередной удар в виде новых
тарифов. Конкурентоспособность отечественных товаров, вследствие роста
издержек производства, еще более понизится. Не исключается, что это
обстоятельство послужит мощным стимулом для перехода части
предпринимательской деятельности в «тень».
Рост доли расходов на общественные услуги в семейном бюджете
домохозяйств приведет к сокращению их реальной платежеспособности, что,
в свою очередь, отразится как на отечественном производстве
потребительских товаров, так и на их импорте. Сократятся также расходы
на другие платные услуги. Эти тенденции, начавшиеся в стране ранее, под
влиянием последствий глобального экономического кризиса, еще более
усугубятся. Как следует ожидать, после повышения тарифов на
общественные услуги уровень жизни многих сотен тысяч семей, живущих на
зарплату и пенсию, или же скудный доход от продажи сельхозпродукции,
заметно снизится.
И дело тут не только в величине тарифов, хотя они тоже под вопросом.
В этом отношении интересно провести сравнения с ситуацией в Москве,
которая считается одной из самых «богатых», в смысле уровня цен, столиц
в мире. Так вот, запланированные на 2010 год величины тарифов на
общественные услуги в столице России, с плюсами да минусами, примерно
сопоставимы с нашими. Однако имеется одно существенное различие, но в
другой области. Среднемесячная заработная плата в городе Москве, по
данным за август прошлого года, более чем в три раза превышает
аналогичный показатель нашей столицы. Навряд ли за прошедшее с данного
месяца время это соотношение изменилось в нашу пользу…
Насчет пенсионного обеспечения сравнения с Москвой даже не
понадобятся. Уже сама величина пенсий говорит сама за себя. При
месячной стоимости минимальной потребительской корзины в 27,4 тыс.
драмов за III квартал прошлого года, средний размер пенсий в стране не
достигал 25 тысяч драмов. А пенсионеров у нас — свыше 0,5 млн. человек.
Другая проблема связана с самой величиной тарифов, насколько они
объективны. К примеру, почему в тариф питьевой воды в столице
республики компания-поставщик «Ереван Джур» включает потери этой самой
воды, достигающие в год 80-85 процентов? Или другой вопрос: почему
упомянутая выше разница между стоимостью поставляемого в республику
природного газа и тарифом для потребителей достигает столь больших
величин? Конечно, высококвалифицированные (и высокооплачиваемые!)
специалисты компаний как следуют обоснуют рост тарифов. В этом
сомневаться не приходится.
Сфера естественных монополий тем и отличается от конкурентного
рынка, что не производит больше, чтобы продавать подешевле. Главный
упор субъекты этой сферы делают именно на повышение тарифов. Роль же
государства как раз и заключается в отпоре, дипломатически именуемом
как «регулирование». Но у нас этого самого «регулирования» почему-то не
видно. Для чего функционирует тогда Государственная комиссия по
регулированию общественных услуг, непонятно…
|