Объединенный поход эстонской армии и войск Юденича против
Советской республики к декабрю 1919 года окончательно провалился.
Чересчур разными оказались интересы тех, кто боролся с ней (1). В
случае с Эстонией дело обстояло так, что победа белогвардейцев означала
бы потерю ею независимости (2). Большевики же предлагали заключить
равноправный мир, предоставляя Эстонии множество льгот. Эти намерения
из области домыслов перешли в практическую плоскость осенью 1919 г.
только после того, как Великобритания, поняв бесперспективность и
чрезмерную затратность объединенной борьбы с большевиками, фактически
"разрешила" прибалтийским государствам самим строить свои отношения с
РСФСР. Посол США в Лондоне сообщал госсекретарю США: "Ллой Джордж не
имеет ничего против переговоров прибалтийских лимитрофов с большевиками
и выступает за поощрение расчленения России на максимальное количество
государств"(3). Первой воспользовалась этим "правом" Эстония,
начав 5 декабря 1919 г. в Юрьеве (Тарту) переговоры с советской
делегацией (4). Эстонскую делегацию возглавлял бывший одно время
заместителем премьер-министра, потом министром иностранных дел и
министром юстиции Я.Поска, советскую - знаменитый революционер, нарком путей сообщения Л.Б.Красин.
6 января 1920 г. в советской прессе был опубликован "Договор о
приостановке военных действий между армиями Российской Социалистической
Федеративной Советской Республики - с одной стороны армиями Эстонской
демократической республики - с другой стороны", согласно первой статье
которого боевые действия на "всем русско-эстонском фронте" прекращались
на семь суток, начиная с 12 часов по московскому времени 3 января 1920
г. до двенадцати часов по московскому времени 10 января 1920 г. Особо
оговаривалось, что по истечении указанного срока, если одна из сторон
не заявит о возобновлении боевых действий, действие перемирия
автоматически продолжается. Переговоры о мире шли довольно
быстро, обе стороны были крайне заинтересованы в скорейшем заключении
мира и подписании ряда взаимовыгодных торгово-экономических соглашений. Чем же была вызвана такая спешка? Лидер большевиков В. И. Ленин,
комментируя условия мира с Эстонией, заявил, что Советская Россия
сделала "много уступок, главной из которых является уступка спорной
территории, заселенной смешанным - русским и эстонским населением. Но
мы не хотим проливать кровь рабочих и красноармейцев ради куска земли,
тем более, что уступка эта делается не навеки: Эстония переживает
период керенщины, рабочие начинают узнавать подлость своих
учредиловских вождей, разграбивших профессиональные союзы и убивших 20
коммунистов, они скоро свергнут эту власть и создадут Советскую
Эстонию, которая заключит с нами новый мир" (5). Территориальная
уступка Эстонии, главная - по словам Ленина, была одним из камней
преткновения в ходе переговоров в Юрьеве. По первоначальному варианту
границы, предложенному Эстонией, Россия должна была уступить Эстонии
более чем 10 000 кв. км исконный российских земель, где на 01.01.1919
проживало 250 000 русских, 40 000 эстонцев и около 15 000 других
национальностей. Советская делегация назвала данные предложения
агрессивными и абсолютно неприемлемыми (6). Эстонское издание
"Социал-демократ" так охарактеризовала это противостояние по поводу
границы: "...о государственных границах приходится спорить и
торговаться с государством, которое считает себя социалистическим. Те
же господа, так много говорившие о праве самоопределения народов, и в
свое время торжественным декретом даровавшие всем народам России право
свободно решать свою судьбу, вплоть до отделения от русского
государства - теперь торгуются как жиды из-за каждой квадратной версты
и сажени границ Эстонского государства. Если в Юрьеве могли возникнуть
такие долгие споры по поводу границ Эстонского государства, то виною
этого всецело является только империалистические стремления советского
государства... Наше правительство не раз сообщало официально: нам не
нужно ни одной пяди земли неприятеля..." (7) Тем не менее договор о мире нужен был обеим сторонам. Редактор советских "Известий" Ю. Стеклов
(Нахамкес) отмечал, что РСФСР "нужна теперь передышка не для военных
целей, как инсинуируют наши враги, а для задач мирного строительства.
Этим и объясняется та уступчивость, которую Советская власть оказывает
по отношению к противникам даже менее слабым, как Эстония, Польша и пр.
В свое время мы сумели использовать первую передышку для организации
своих боевых сил. Нужно надеяться, что русские рабочие и крестьяне
сумеют использовать и вторую передышку (если мы ее добьемся) для
возрождения народного хозяйства и для упрочения социалистического
строя" (8). "Снятие блокады с Советской России есть, несомненно,
огромная победа Советской власти; мир с Эстонией, переговоры с Латвией
и т. д. показывают, что из цепи, окружающей нас, выпадает одно звено за
другим", - ликовала "Правда" в своей передовой статье (9). Тот же Ю.
Стеклов в статье, посвященной подписанию мира между Россией и Эстонией,
подчеркивал его значение: "В таких делах важен первый шаг. Теперь
задача облегчена, и другие государства,... по одному расчету выгоды,
обнаружат больше склонности вступить в мирные сношения с Советской
республикой" (10). 5 февраля ВЦИК 7-го созыва утвердил
(ратифицировал) мирный договор, и отдал поручение НКИД довести об этом
до сведения Эстонского правительства (11). 8 февраля 1920 г. текст
договора полностью, не исключая дополнительные статьи, был опубликован
в "Известиях" (12). 3 днями ранее наркоминдел Чичерин
прокомментировал ход завершившихся переговоров в специальной статье по
этому вопросу. Георгий Васильевич подчеркнул, что "Наша точка зрения с
самого начала заключалась в том, что следовало в короткий срок
определить основные принципы мирных и добрососедских отношений между
Россией и Эстонией, и зафиксировать эти принципы в виде основного
мирного договора, выделив несущественные детали и предоставив
разработку таковых целому ряду специальных комиссий. Этот план
предполагал принятие выдвигавшегося нами основного принципа полного
отказа от взаимных расчетов в связи с выделением Эстонии. Однако, этот
принцип не был целиком принят эстонской делегацией, и вообще она сочла
нужным обсуждать и формулировать в мирном договоре целый ряд деталей,
значительно замедливших ход переговоров. Еще в середине декабря
эстонской делегацией были выставлены разнообразные притязания
экономического характера. После подписания перемирия эти притязания
стали в центре внимания мирной конференции, и споры из-за них и из-за
дальнейших притязаний эстонцев в той же области заняли целый месяц.
Эстонцы согласились принципиально принять эту точку зрения, но
сопровождать ее допущением исключений... Все это привело к тому, что
после теоретического принятия нашей формулы начались бесконечные дебаты
по поводу эстонских притязаний, принимавших постоянно все новые формы,
при чем одни и те же притязания часто возникали снова и снова в новых
оболочках... Советское правительство принципиально держалось и
продолжает держаться точки зрения полного отказа от взаимных расчетов
при всяких выделениях в виде новых государств частей бывшей царской
империи. В интересах скорейшего заключения мира оно, тем не менее,
решило допустить по отношению к Эстонии исключения, находящие свое
оправдание в том факте, что Эстония первая пошла по пути установления с
Советской Россией мирных и добрососедских отношений, при том в такой
момент, когда дипломатическая обстановка представляла еще для такого
акта некоторые отрицательные стороны. Эстонская делегация говорила о
необходимости "компенсации за риск", который несла Эстония. Советское
правительство в то же время неизменно заявляло и заявляет, что
допущенные в пользу Эстонии исключения на принципе никоим образом и ни
в коем случае не могут являться прецедентами на будущее время". Чичерин
указал и на то, что "Выхватывание отдельных претензий по примеру
эстонских притязаний не могло не носить произвольного характера. Если
бы, действительно, мы задались целью точно установить все взаимные
притязания, как государственные, так и частные, нам предстояла бы
бесконечная геркулесова работа, при чем нет никаких сомнений, что
результат этой работы был бы крайне невыгоден для Эстонии" (13). В
своем отчетном докладе, сделанном на пленарном заседании ВЦИК, Чичерин
еще раз подчеркнул, что советский договор с Эстонией "превратился, так
сказать, в генеральную репетицию соглашения с Антантой, превратился в
первый опыт прорыва блокады и в первый эксперимент мирного сожительства
с буржуазными государствами" (14). Действительно, для Советской
России в тот момент, пожалуй, важнейшим направлением в области внешней
политики было выстраивание отношений с всемогущей Антантой - коалицией
стран-победительниц в только что закончившейся мировой войне.
Нормальные отношения с Антантой означали для большевиков - фактически
свершившуюся легализацию советского государства. Как следствие, все,
что было связано с Антантой, выходило для большевиков на первый план.
На это указывал и Чичерин, заявивший о том, что "Мы все время считались
с тем, что происходит как бы генеральная репетиция соглашения с
Антантой. Раскрывая широкие перспективы выгод для буржуазии от
соглашения с нами, мы тем эти перспективы раскрывали не перед одной
эстонской буржуазией, а перед внимательно следившей за этими
переговорами английской буржуазией. Каждое слово, произносившееся в
Юрьеве, имело свой резонанс на берегах Темзы, и во время этих
переговоров мы говорили и о тех концессиях, которые могут быть
предоставлены иностранным капиталистам, и о возможностях широкого
товарообмена, посылки сырья за границу, доставки машин из-за границы.
Все это привело к тому, что Юрьевские переговоры сыграли гораздо
большую роль, чем могло казаться на первый взгляд" (15). Добавить к
этой исчерпывающей характеристике Юрьевского договора, пожалуй, больше
и нечего. 27 марта в Москву прибыла эстонская комиссия для
производства, согласно ст. 20 мирного договора, заключенного 2-го
февраля в Юрьеве (Тарту) между Россией и Эстонией. Председателем
комиссии был лидер трудовиков Сельяма, товарищ председателя
Эстонского учредительного собрания. 30 марта в НКИД состоялся обмен
ратификационными грамотами, в котором с советской стороны
присутствовали Чичерин и Карахан. Чичерин в краткой речи
подчеркнул, что "мир, заключенный между Россией и Эстонией, является
показательным примером, что принцип самоопределения народов,
провозглашенный с такой силой русской революцией, дает полную
возможность добиться добрососедских отношений между народами; мир этот
показывает, что при доброжелательном взаимном понимании Россия могла не
считаться с географическим положением, а Эстония предоставила России
полную возможность пользования гаванями и транзитом через Эстонию". В
свою очередь, председатель эстонской делегации подчеркнул, что он
вполне согласен с высказываниями Чичерина и выразил надежду, что
заключенный мир явится началом добрососедских отношений и послужит к
обоюдному благу эстонского и русского народов (16). Подписание
Юрьевского (Тартуского) мирного договора 2 февраля 1920 г. открывало
для обеих сторон чрезвычайно радужные перспективы. Прежде всего начнем
с того, что Эстония, как и РСФСР, получила дипломатическое признание.
Договор не только утвердил суверенитет Эстонии и расширил ее границы
далее этнографических (в состав этой страны тогда вошли Ивангород и
Печоры), Эстония также получила 15 миллионов рублей золотом и лесную
концессию в 1 млн. десятин на территории России (17). Немаловажен тот
факт, что например соседняя Латвия получила только 4 миллиона рублей и
всего лишь 100 тыс. десятин для рубки леса. Кроме того, Эстония
освобождалась от всех долгов Российской Империи, а также получала
обратно все ценные бумаги, вывезенные Россией за ее пределы. Наконец,
Россия отказывалась от передачи и возмещения движимого и недвижимого
имущества российской казны, в том числе портов, военных и гражданских
судов. При этом в договоре указывается, что если при заключении
следующих международных договоров РСФСР с другими странами им будут
предоставлены какие-либо преференции, которых нет в договоре с
Эстонией, то эти преференции автоматически будут распространяться и на
Эстонию (18). То, что Юрьевский договор был скорее торгом вокруг создания большевистского оффшора в Эстонии,
подтверждается детальным изучением статей договора. Для чего это все
нужно было эстонскому государству, в общем-то, понятно. Договор не
только останавливал посягательство со стороны РСФСР на де-факто
независимость Эстонии и добавлял ей земель, не только сбывалась мечта
политической элиты Эстонии о самостоятельном государстве, но и
закладывалась экономическая основа будущего эстонского государства.
Отцы-основатели независимой Эстонии не могли не понимать, что кроме
политической независимости и признания государства де-юре, необходима и
экономическая основа функционирования нового государственного
образования. И именно в Юрьеве в 1920 г. закладывались основы
дальнейшего экономического функционирования как Эстонии, так и ее
политической элиты. Тот же Чичерин отмечал, что определяющую
роль в Эстонии, как и в любом государстве (естественно, кроме РСФСР)
играла буржуазия, и советская дипломатия тщательнейшим образом
продумала, каким образом можно заключить с эстонцами сделку: "Двумя
вещами мы приобрели возможность сделки с ней: это - во-первых, полное
абсолютное признание эстонской независимости, и, во-вторых,
предоставление эстонской буржуазии выгод" (19). Национальная буржуазия
маленькой страны, в которой бережливость и рачительность всегда были
возведены в культ, не могла не клюнуть на большевистскую приманку. С
этой точки зрения предварительные расчеты Ленина и Чичерина блестяще
оправдались. Был ли выгоден это договор большевикам? Бесспорно,
да. Несмотря на выплату контрибуции и территориальные уступки, они
полностью избавлялись от угрозы повторения похода белогвардейских войск
на Петроград. Но главное - при этом большевики получали как легальные,
так и нелегальные каналы для продажи через Ревель золотого запаса и
драгоценных изделий в обмен на необходимые им товары и продукты. Леонид
Красин, председатель советской делегации на Юрьевских переговорах, а в
годы Гражданской войны руководивший Чрезвычайной комиссией по снабжению Красной армии
(20), писал по этому поводу: "В начале 1920 года Советская Россия
заключила мир с Эстонией, и наши представители получили возможность
обосноваться в Ревеле. Ревель являлся, таким образом, если не окном, то
все-таки некоторой щелью в Европу, и через Ревель были сделаны первые
попытки пополнить наше снабжение за счет европейских товаров. Важность
этого "торгового окна" очень хорошо иллюстрируют воспоминания торгового
представителя России в Эстонии в 1920 г. Г.Соломона: "В мирном договоре
с Эстонией пункт о взаимном обмене посланниками не был оговорен, и об
этом предстояло договориться особо. Сделано это было для того, чтобы не
затягивать мирные переговоры и как можно скорее начать торговые
сношения" (21). Руководитель ВЧК Ф.Э.Дзержинский своей телеграммой от
27 апреля 1920 г. в Особый отдел ЧК Ямбурга, бывшего пограничным
пунктом с Эстонией, вообще освободил грузы из Эстонии от проверки (22).
Через Ревель в 1920 г. шел фактически единственный канал закупок оружия
и военного снаряжения для Красной армии за рубежом (23). Кроме продажи
царского золота и закупок для армии, большевистское представительство в
Ревеле было обязано снабжать валютой все заграничные организации,
возглавляемые представителями РСФСР: Л.Б.Красиным - в Лондоне,
В.Л.Коппом - в Берлине, М.М.Литвиновым - в Копенгагене. Вырученной с
продажи царского золота валютой через Ревель также снабжались и
многочисленные тайные отделения Коминтерна. В советской
историографии следующим образом определялась "цена" Юрьевского
(тартуского) мира: "На протяжении 1920 г. Советская Россия добилась
определенных успехов в развитии торговых связей через Эстонию. Так, по
данным Наркомата внешней торговли, через Эстонию в Советскую Россию за
1920 г. было доставлено около 4 тыс. вагонов товаров, общим весом 45
тыс. тонн, из которых более половины составляли сельскохозяйственные
машины и орудия" (24). Согласно справке Народного комиссариата по
внешней торговле, к 18 октября 1920 г. в Эстонию было отправлено 105
миллионов рублей золотом, плюс 7 тысяч килограмм золота в слитках (25).
По оценкам же специалиста, занимавшегося историей "царского золота" В.
Сироткина до середины 1920-х гг. "через эстонскую границу большевики
вывезли золота на продажу на гигантскую сумму в 451 млн. золотых рублей
(1 млрд. 202 млн. 660 тыс. золотых франков)" (26). При этом с 1920 до
конца 1922 г. Эстония оставалась монополистом по продаже русского
золота и транзиту грузов в Россию. Попытка создания за счёт
большевистской России буржуазной республики в Эстонии закончилась тем,
что в 1940 году элита Эстонии, вскормленная на контрактах и торговле
золотом с РСФСР, собственными руками сделала все для вхождения своей
страны в состав СССР. В газете Северо-Западной армии "Приневский край"
от 7 декабря 1919 года была опубликована редакторская заметка, среди
прочего в ней было: "... Россия будет снова, будет сильная, великая и
могучая. Признает ли она тогда эти Юрьевские и иные договоры? Не
обратится ли этот договор в клочок бумаги, с которым никто не будет
считаться?"
|