Купить новинки техники гораздо дешевле первоначальной
стоимости стало возможным благодаря скандинавским аукционам (penny
auctions) - новой нише рынка электронной коммерции.
Концепция
скандинавских аукционов заключается в том, что лот (обычно это дорогая
техника) выставляется по рекордно низкой цене, после чего пользователи
делают ставки, за которые платят реальными деньгами. Смысл всего этого
процесса в том, что в среднем гипотетический ноутбук (телефон, КПК и
т.п.) можно выиграть за 10% от реальной суммы товара.
В
данном случае экономические отношения между «продавцом» и «покупателем»
максимально честные — за счет массовости площадка покрывает стоимость
ушедшего за бесценок лота, а его счастливый обладатель не верит тому,
что удалось купить лэптоп за каких-нибудь 200 гривен. Главное — это
желание победить, — говорят практически все гуру «скандинавских
покупок».
Лидером мирового рынка с 2005-го года стал стартап
Swoopo, который и задал моду на скандинавские аукционы, навсегда
закрепив за собой звание образца для подражания. На данный момент
Swoopo, который первоначально базировался в Германии, вырос в большую
международную компанию с шестью локальными офисами, занимающимися
вопросами локализации и доставки. Кроме этой компании есть больше сотни
проектов, которые пытаются работать в подобном формате. Однако никакая
из них не составляет и 10% процентов от лидера.
В странах СНГ
отношение к такого рода сайтам до сих пор неоднозначное из-за
мошенников, которые первыми вышли на этот рынок. Именно поэтому
скандинавские аукционы часто обвиняют как в наличии «ботов»,
автоматически повышающих стоимость лота, так и в «разводе». «Купил
ставки, играл на аукционе, а они взяли и закрылись. Где искать — не
знаю», — такие записи часто можно встретить на форумах.
Однако,
тем не менее, в России и Украине появляются новые проекты. Так, в
России уже сложился пул лидеров, которые вышли на рынок чуть более года
назад. Как и в случае с западным рынком, подражатели есть, однако они
не занимают более-менее значимой доли рынка.
В Украине же
пока лидера нет. Однако, основная задача, которая сейчас стоит перед
проектами подобного рода, - преодоление недоверия со стороны
пользователей. Для этого нужна безупречная репутация, поэтому
скандинавские аукционы должны действовать только честными методами,
иначе они обречены на провал. А вот пользователи лишь выигрывают от
этого, ведь им обеспечен еще один канал дешевых покупок.
«Наша
цель – не раздеть пользователя до нитки, а лишь в среднем иметь по
лотам нормальную прибыль для того, чтобы бизнес был рентабельным и
давал возможности его расширять, - заявляет Павел Альтман, руководитель
проекта торгово-развлекательного портала Mozgo.ua.
- Как результат, мы предлагаем пользователю всего лишь другой способ
совершения покупки. При создании «Мозго» мы руководствовались слоганом
Swoopo — «entertainment shopping». Уверен, что с задачей по созданию
платформы для «развлекательного шоппинга» мы справились».